Материально-техническое обеспечение образовательной организации
Библиотека
Библиотека ДОУ располагается в методическом кабинете, в котором собран фонд литературы, необходимой для работы с детьми, родителями и педагогами:
- методическая литература по всем направлениям в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов;
- детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).
В каждой группе есть мини - библиотеки, в которых подобраны произведения детской художественной литературы и периодические издания для детей в соответствии с возрастом воспитанников.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ,как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов ,обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-Печатные: учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал;
-электронные образовательные ресурсы: мультимедийные пособия, сетевые образовательные ресурсы;
-аудиовизуальные: слайды, видеофильмы, учебные кинофильмы;
-наглядные плоскостные: плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные;
-демонстрационные: муляжи, гербарии, макеты, стенды, модели демонстрационные;
-спортивное оборудование: гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.;
Условия питания обучающихся в учреждении
Условия охраны здоровья обучающихся
Охрана жизни и здоровья детей в
ДОО.
В нашем
образовательном учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности.
Здоровье детей в ДОО не подвергается опасности, за этим следят воспитатели,
медсестры, заведующая. Существуют определенные правила охраны жизни
и здоровья детей. Так, систематически проводятся технические осмотры помещения,
соблюдаются правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми отсутствуют
кипяток, лекарства, спички. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, готовятся
с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы находятся вне зоны
досягаемости для детей.
Для проведения
занятий выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и
надзором воспитателя. Так же в целях охраны здоровья детей в ДОО приводится в
порядок и участок, на котором дети гуляют. Все ямы засыпаны, ежедневно
проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью
ребенка. Все игровые снаряды, в исправности. Во время зимы все
здания и постройки очищаются от снега, не допускаются сосульки, все дорожки
обрабатываются песком.
Охрана здоровья
в ДОО – задача очень важная и ответственная. О наличии заболеваний сразу
сообщается медицинскому работнику. Помещения, в которых находятся дети,
ежедневно убираются и проветриваются. Воспитатели не только обучают детей и
развивают их умственные способности, но и следят за тем, чтобы здоровье детей в
ДОО не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
"Искусство
воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и
понятным, а иным даже делом лёгким и тем понятнее и легче кажется оно,
чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают,
что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна
врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к
убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы
специальные
знания".
К. Д. Ушинский.
«Забота о
здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои
силы»
В.А.
Сухомлинский.
В настоящее
время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является
сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего
формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит
огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно
в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных
систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и
окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических
навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических
занятий физической культурой и спортом. Сегодня под здоровым образом жизни мы
понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение
здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском
саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть
направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные
познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная
деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в
ДОО является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего
собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно
правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по
всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы,
обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового
образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни:
- Рациональный
режим.
-Правильное
питание.
-Рациональная
двигательная активность.
-Закаливание
организма.
-Сохранение
стабильного психоэмоционального состояния.
Под режимом
принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий
рациональное распределение времени и последовательность различных видов
деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении
вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь
создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует
укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От
этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов
следует придерживаться следующих правил:
1 Полное и
своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне,
питании).
2 Тщательный
гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3 Привлечение
детей к посильному участию в режимных процессах.
4 Формирование
культурно-гигиенических навыков.
5 Эмоциональное
общение в ходе выполнения режимных процессов.
6 Учет
потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
Рациональный
режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного
обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и
биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей
«биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его
физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и
настроении. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда
формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности
взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в
детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. Основные принципы
рационального питания:
1 Обеспечение
баланса.
2
Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах,
витаминах и минералах.
3 Соблюдение
режима
питания.
Рациональное
питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих
нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на
жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к
различным неблагоприятным воздействиям.
Культура
здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на
здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт
ребенка. Двигательная культура дошкольников начинается с
формирования структуры естественных движений и развития двигательных
способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов
движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения,
способности эмоционально переживать движения. Основными условиями формирования
двигательной культуры являются:
1 Воспитание у
детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
2 Развитие
воображения при выполнении двигательных действий.
3 Включение
сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
4 Создание
оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного
опыта.
Воспитание
двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима
организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и
семье. В процессе воспитания двигательной
культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной
деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также
происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных
способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не
только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных
функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для
развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное
действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла,
атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания,
более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание
проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм
ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается
сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного
характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие
колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических,
повышается выносливость
организма.
Специалисты
отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во
многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое
здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как
совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие
и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому
необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника,
обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их
личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь
в детском саду.
Условия,
необходимые для сохранения здоровья дошкольников:
- Охрана и укрепление
здоровья,
-воспитание
привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для
педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность,
направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных,
оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным
ступеням. Реализация данного направления обеспечивается:
-
направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие
дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в
работе дошкольного учреждения);
- комплексом
оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданием
оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОО;
- формированием
подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Планомерное
сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким
направлениям:
-
Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь
профилактических прививок, витаминизация и др.).
-Обеспечение
психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная
организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное
распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов
релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы
аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
-Оздоровительная
направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических
требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов,
валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к
нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и
интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации;
ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)
-Формирование
валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о
здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного
отношения к здоровью и жизни).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В детском саду имеется доступ к сети Интернет.Беспроводная сеть Wi-Fi .Компьютеры подключены к сети Интернет.У детского сада имеется электронная почта,свой официальный сайт.